Силач железный самсон. Александр Засс — легендарный Железный Самсон

Александр (Самсон) Засс. Номера русского силача сокрушали здравый смысл англичан

На протяжении нескольких лет мы публиковали очерки о выдающемся русском силаче Александре Зассе. Все эти рукописи любезно предлагал нам его племянник Юрий Владимирович Шапошников. Но и последняя публикация в №2 нашего журнала не утолила интерес к этой фантастической фигуре, что и стало причиной появления сегодняшних воспоминаний.

Это произошло в 1938 году в английском городе Шеффилде. На глазах толпы груженый углем грузовик переехал человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса. Но в следующую секунду раздался возглас восторга: «Слава русскому Самсону!». А человек, к которому относилась буря ликования, встав из-под колес как ни в чем не бывало, улыбаясь раскланивался перед зрителями.

Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя русского атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом Самсон. Удивителен был репертуар его силовых номеров: он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; ловил руками 9-килограммовое ядро, вылетавшее из цирковой пушки с восьмиметрового расстояния; отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами; продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой; лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами; в знаменитом аттракционе «Человек-снаряд» ловил руками ассистентку, вылетавшую из цирковой пушки и описывавшую над ареной 12-метровую траекторию; разрывал пальцами звенья цепей; забивал незащищенной ладонью гвозди в 3-х дюймовые доски, а затем вытаскивал их, обхватив шляпку указательным пальцем.

Выступления Александра Засса проходили триумфально. Это объясняется не только оригинальными атлетическими номерами, большинство из которых не мог повторить ни один атлет, но и тем, что он не был похож на многих силачей того времени, обладавших массивными фигурами и большим весом. Его рост - 167,5 см, вес - 80 кг, окружность грудной клетки 119 сантиметров, бицепсы - по 41 сантиметру. Он любил говорить, что большие бицепсы не всегда являются показателем силы. Так же как и большой живот не говорит о хорошем пищеварении. Главное - это сила воли, крепкие сухожилия и умение управлять своими мышцами.

Очень часто Самсону приходилось отвечать на вопрос, как он достиг такой силы. Он отвечал, что это результат целеустремленной работы, огромного напряжения всех духовных и физических сил. Если проследить весь жизненный путь Александра Засса, то можно увидеть, что состоял он из постоянных тренировок и строгого режима. На одной фотографии, где Самсон запечатлен сидящим за столом у самовара, есть его запись: "5 минут отдыха", а ведь ему было тогда 74 года, и он продолжал работать, правда, не в силовом жанре, а дрессировщиком, но нередко включал в свои выступления силовые трюки. Так, в семидесятилетнем возрасте он носил по арене на специальном коромысле двух львов!

Конечно, у Александра Засса была огромная природная сила, чем вообще отличались его предки. Однажды он в своем родном Саранске побывал с отцом в цирке. Мальчику особенно понравился могучий силач, разрывавший цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая повторить его трюки. Увы, никто не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую штангу с толстым грифом. И вдруг отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и вышел на арену. Александр знал, что его отец был очень сильным. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу.

И вот силач протянул отцу подкову. К удивлению публики, подкова в руках Засса-старшего стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала как сумасшедшая. Цирковой силач был смущен. Он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Артист поднял руку с рублем и произнес: «А вот это тебе за подвиг и на выпивку!». Отец взял рубль, затем пошарил в кармане, вытащил трешку, и вместе с рублем протянул атлету, сказав: «Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!».

С тех пор его сын жил только цирком. На заднем дворе дома с помощью взрослых установил два турника, повесил трапеции, раздобыл хозяйственные гири, сделал примитивную штангу, и с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел. Освоив «солнце» (большой оборот) на турнике, стал выполнять перелеты с одной перекладины на другую, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади. Несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемными.

Он убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова «Сила и как сделаться сильным». Автор рассказывал о своей атлетической карьере, о победах над знаменитыми атлетами и даже о борьбе с огромным львом, которому перед схваткой надели намордник и специальные огромные рукавицы на лапы. Лев несколько раз бросался на Сандова, но тот каждый раз сбрасывал его с себя.

Затем шли восемнадцать упражнений с гантелями, то есть то, что было особенно необходимо Александру. И он начинал заниматься по системе Сандова - своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев - со штангой.

Он выжимал двухпудовые гири одновременно и попеременно («мельница»), жал их вверх дном, жонглировал. Со штангой выполнял, главным образом, жим, толчок и жим из-за головы. При собственном весе 66 кг юный Засс выкручивал (жим с отклонением туловища) правой рукой 80 кг. Но больше всего его привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. А посещал он цирк постоянно. Его спортивный реквизит стал пополняться подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями. И тут он понял, что многократные попытки выполнить трюк - разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут - приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. В сущности, это были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем (основанным на опыте) Александр Засс пришел к убеждению, что атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. Позднее он опубликовал свою изометрическую систему, и эта брошюра произвела сенсацию.

Попав в цирк, Засс одно время работал ассистентом легендарного дрессировщика Анатолия Дурова, затем - у атлета Михаила Кучкина, и тот часто говорил своему ассистенту: «Когда-нибудь, Саша, ты станешь знаменитым силачом, я не видел никого, кто был бы так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес». В целом Засс около шестидесяти лет проработал в цирке и почти сорок из них - с атлетическими номерами.

В 1914 году грянула мировая война. Александра Засса призвали в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошел случай, поразивший даже тех, кто хорошо знал о необычайной силе Александра. Возвращался как-то он из очередной разведки, и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметили и открыли огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь и всадник упали, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. Засс, убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь. До его полка оставалось еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Засс так и принес ее в свой лагерь. Пройдет время, он вспомнит этот эпизод и будет включать в репертуар ношение лошади на плечах.

В одном из боев Засс был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Он попал в плен, и австрийский хирург начал было ампутацию. Но Засс взмолился не делать этого. Он верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел! Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Он совершил несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывали. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где как раз гастролировал цирк Шмидта, известный всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Засс откровенно рассказал ему о своей беде, а также о работе в русских цирках. Тут же директор предложил ему разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Конечно, голодный и уставший Засс не был в хорошей спортивной форме, но усилием воли справился с задачей.

Его взяли в цирк, и вскоре весть об удивительном атлете разнеслась по городу. Но однажды на его представление пришел военный комендант. Он заинтересовался, почему такой сильный молодой атлет не служит в австрийской армии. В тот же вечер выяснилось, что Самсон - русский военнопленный. Его отвели в подвал крепости, в сырое, темное помещение. Но сила его и воля не были сломлены. Он совершил новый побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, и выломав решетку.

Теперь он добирается до Будапешта, где устраивается работать грузчиком в порт, а затем - на арене цирка. Помог ему борец, чемпион мира Чая Янос, с которым Александр познакомился еще в России. Этот добродушный, могучий венгр с участием отнесся к несчастному Зассу. Отвез его в деревню к своим родственникам, где силы Александра постепенно восстановились. Затем он три года выступал в труппе борцов под руководством Чая Яноса, чередуя схватки на ковре с атлетическими выступлениями.

Однажды Янос познакомил русского силача с известным итальянским импрессарио синьором Пазолини, который много слышал об атлетических возможностях Засса. Итальянец и предложил заключить контракт. Начинаются европейские гастроли Засса, слава его растет. Наконец, он приезжает в Англию, где его выступления вообще вызвали фантастический интерес. Известные атлеты, такие как Эдвард Астон, Томас Инч, Пулум стали пробовать свои силы в повторении трюков Засса, но ни одна их попытка не оказалась успешной.

Мистер Пулум, директор знаменитого тяжелоатлетического клуба «Камбервел» и главный редактор спортивного журнала «Здоровье и сила», писал о нем: «Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Был бы он громадным детиной, его номера, возможно, и воспринимались бы как правдоподобные. Но обратите внимание хотя бы на экскурсию грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) этого невысокого человека. Она равна 23-м сантиметрам, что многое говорит специалистам. Поэтому я утверждаю, что он не только обладает небывалой физической силой, не только великолепный артист, но и человек, использующий свой разум не хуже своих мышц».

А вот что свидетельствует афиша знаменитого зала «Альгамбра», где должен был выступать Александр Засс: «В Манчестере во время строительных работ Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял зубами металлическую балку с земли, и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. Если бы русский разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела».

Не отставали от афиш и газеты. «Дейли телеграф»: «Господин Самсон, безусловно, является сильнейшим человеком на земле. В это можно поверить, увидев как он легко вяжет железные прутья в узлы».

«Манчестер гардиан»: «Согласно объявлениям, он самый сильный человек на Земле, и после того, как мы сами увидели его... это заявление можно считать неопровержимым».

Журнал «Здоровье и сила»: «В лице Самсона мы имеем силача, чьи достижения полностью открыты для проверки. Воистину, его мускулы сделаны из стали».

На закате своей жизни мой дядя изобрел кистевой динамометр, сконструировал и изготовил цирковую пушку для аттракциона «Человек-снаряд». Умер Самсон в 1962 году. Похоронен под Лондоном, в небольшом городке Хокли.

Письма от Хокли от легендарного Самсона

С чего все началось? Вспоминаю детские годы. Провинциальный Саранск, привокзальный Троицкий переулок... К нам часто приходили гости. Мои родители встречали их торжественно: ставили граммофонную пластинку с каким- нибудь маршем или старинным вальсом. Все рассаживались за стол - к самовару.

Обычно встреча начиналась с показа семейного альбома. Моя мама Надежда Ивановна Засс (в замужестве Шапошникова) перелистывала страницы. Вначале шли фотографии бабушек и дедушек, а затем она с гордостью говорила: “А вот мой братик Александр. Он артист цирка, силач!”. Всего было пять фотографий маминого брата. Была и его визитная карточка с надписью: “Александр Иванович Засс - атлет- борец”. И цирковая афиша 1913 года с перечислением силовых трюков, которые выполнял Александр Засс. Много раз я перечитывал текст афиши, стараясь представить эти трюки.

Часто с родителями ходили в цирк - к тому времени мы переехали в Ижевск, мне было восемь или девять лет, но я хорошо помню парады борцов, схватки на ковре (борьба была в третьем отделении). Помню знаменитого Ивана Владимировича Лебедева (дядю Ваню), Ивана Поддубного, Михаила Борова, но особенно меня, мальчишку, впечатляли борцы в масках и атлеты с силовыми номерами.

Еще были два письма от Александра Засса, датированные 1924 годом. Пришли они из Англии на имя моего дедушки Ивана Петровича Засса, из них мы узнали о полной приключений судьбе Александра.

В 1914 году он был призван в армию. Фронт, тяжелое ранение в обе ноги шрапнелью. Чудом удалось избежать ампутации. Выздоровел, совершил несколько побегов из лагеря для военнопленных. Последний был удачен. Он попал в Будапешт, где стал работать в порту грузчиком, затем пришел в местный цирк. Три года боролся в группе под руководством чемпиона мира Чая Яноса, затем выступал в разных странах с атлетическими номерами. В 1924 году Засс приезжает на гастроли в Англию, отсюда и написал письмо дедушке.

Шли годы. Я продолжал заниматься спортом, собирал коллекцию по истории атлетики (открытки с изображением борцов, журналы, книги, различные системы физического развития). Занятия спортом прервала Великая Отечественная война. Вернувшись из армии, поступил в ГЦОЛИФК, закончил его в 1953 году. Работал преподавателем на кафедре плавания.

Однажды, это было в 1958 году, я зашел в Центральный научно- исследовательский институт физической культуры, в отдел зарубежного спорта. Там познакомился со старшим научным сотрудником Георгием Павловичем Тенно, которого справедливо считают основателем культуризма в Москве, а то и в стране. Этот обаятельный человек, к слову, в совершенстве владевший английским языком, обладавший энциклопедическими знаниями по истории атлетизма, был еще и прекрасным тренером по тяжелой атлетике: его ученик Александр Божко стал рекордсменом мира. Тенно заинтересовался рассказом о моем дяде и порекомендовал просмотреть журналы по культуризму за прошлые годы.

И вот, в одном из номеров английского журнала "Здоровье и сила" я увидел фотографию дяди и под ней подпись: “Знаменитый европейский силач Александр Засс, известный как "Удивительный Самсон", исполняет сенсационный драматический трюк “Человек- снаряд”, в котором он ловит ассистентку, вылетающую из жерла цирковой пушки, на расстояние 12 метров”.

Мы решили продолжать поиски. Георгий Павлович отправил в редакцию журнала “Здоровье и сила” официальный запрос о Самсоне, и вскоре пришел ответ от главного редактора В. Пулума, кстати, 9- кратного чемпиона мира по штанге. В нем говорилось, что Самсон жив и работает дрессировщиком. Через некоторое время моя мама получила письмо от своего брата. Оказывается, он неутомимо разыскивал своих близких. Затем я стал получать от дяди письма, афиши, фотокарточки. Вскоре пришла книга “Удивительный Самсон”, под редакцией Пулума. Книга издана в 1925 году в Лондоне. В ней рассказывается об удивительной судьбе и атлетической карьере Александра Засса. Я стал посылать дяде журнал “Советский цирк”, книги по цирку. Поинтересовался и его методами тренировки. Вот, что он написал мне в одном из писем: “Я никогда не стремился к большим мышцам, считая, что главное - это крепкие сухожилия, сила воли и умение управлять своими мышцами. Когда я стал выступать в цирке как атлет, у меня были бицепсы всего в 38 сантиметров. Но публике вид нужен, и мне пришлось их увеличить до 42 сантиметров (до разумных пределов) за счет упражнений с гантелями и упражнений на самосопротивление”.

В одном из полученных мной журналов сообщалось, что Самсон, во время занятий борьбой, увеличил объем шеи до 56 сантиметров! По этому поводу в печати появились дружеские шаржи. В 1961 году советский цирк был на гастролях в Лондоне. Самсон встретился с Владимиром Дуровым. Рассказал ему, что в юности работал ассистентом у его дедушки - Анатолия Леонидовича Дурова. Поделился мечтой - приехать в Россию. Об этом мне поведал Владимир Григорьевич после возвращения с гастролей. Мы ждали приезда Самсона. Но вот письма перестали приходить. И вскоре нам сообщили, что Самсон умер.

Его жена Бетти Джексон, бывшая дрессировщица, некоторое время продолжала с нами переписываться. Присылала спортивные журналы, фотографии атлетов. А однажды пришел необычный подарок: трость Самсона. Она была подарена Александру в 1927 году за поднятие зубами бочки с пивом во время праздника пивоваров. Бочка была огромная и весила около 180 кг! Эта трость украшена всевозможными металлическими табличками с монограммами и текстами от друзей-артистов. И вот новое трагическое сообщение: Бетти погибла в автомобильной катастрофе. Следует сказать, что к этому времени она ездила на инвалидной машине, так как на одном из представлений получила тяжелейшую травму. У Самсона был номер, в котором он, продев ступню левой ноги в петлю каната, закрепленного под куполом цирка, повиснув, держал в зубах платформу с пианино. На пианино играла Бетти. И вот во время одного из выступлений крепление на потолке рухнуло, и артисты упали. У Бетти оказался перелом позвоночника, и она три года пролежала в больнице. Самсон получил травмы, но через месяц снова приступил к работе.

Таким образом связь оборвалась. На наши письма ответы не приходили. Прошли годы... Я мечтал съездить в Хокли, где похоронен Самсон. И вот однажды в воскресный весенний день 1991 года во время службы в церкви христиан- евангелистов, что в Коньково- Деревлево, (моя жена постоянная в ней прихожанка, а я, православный, был ее сопровождающим) мы совершенно случайно познакомились с пожилой супружеской парой. Узнав, что они из Англии, я сказал, что в Хокли жил мой дядя, и там он похоронен. Они вскрикнули от изумления, ведь они сами жили в этом городе. А когда я рассказал о Самсоне, то они сказали, что отлично знают его могилу.

И вот эти милые люди пригласили нас к себе в гости. В том же году я вместе с женой Лилией приехал в Хокли к супругам Эстолл. На следующий день пошли на старинное кладбище. Здесь рядом с церковью Святых Петра и Павла находится могила Самсона. На памятнике текст на русском и английском языках. Появились корреспонденты, и на следующий день в газете “Вечернее эхо” были помещены статья и фотография Самсона, несущего на плечах лошадь. А также наша фотография у могилы Самсона. К нам в гости стали приходить все, кто знал дядю. Приносили старые фотографии, афиши, газетные вырезки, буклеты.

На одной фотографии Самсон поднимает зубами (без опоры на колени) огромный рулон типографской бумаги. Вокруг стоят работники типографии “Дейли Пост”. А буклет сообщает о схватке между чемпионом Франции по борьбе в тяжелом весе (140 кг) Гастоном Жевертом и его победителем Александром Зассом из России. Увидал я и газетное сообщение, подкрепленное фотографией, от 21 января 1945 года. Заметка называется “Он укрощает “убийц” с помощью слов”. “Цирковой силач Александр Засс (Самсон) встретился в клетке с тремя свирепыми трехгодовалыми африканскими львами. Эта история о 10- фунтовом пари А. Засса, силача из цирка. Чтобы выиграть это пари, Самсон рисковал своей жизнью. Вооруженный только трезубцем, Самсон вошел в клетку. Его мягкие, ритмичные, особенные слова, произносимые на русском, немецком, французском и венгерском языках, были встречены агрессивными, резкими движениями животных, которые заставили задрожать зрителей от страха. Были моменты, когда казалось, что жизнь его висит на волоске. Но Самсон вышел живым из клетки, и тем самым продемонстрировал свою власть над животными”.

Несколько фотографий запечатлели, как автомобили с пассажирами переезжают через Самсона. Одни - по пояснице, другие - по ногам и груди. На фотографиях Самсон поднимает за колесо автомобиль с людьми. А вот любопытная заметка о трюке, который, на первый взгляд, может выполнить каждый. Публикация называется “Я не могу сломать спичку”. Самсон признает, что существует один трюк, который ему очень трудно выполнить. Он смог его проделать только два раза. Этот трюк состоит в том, чтобы сломать спичку, которая зажата между большим и указательным пальцами.

И еще одно сообщение в газете. Однажды Самсон остановился в сельской одноэтажной гостинице на юге Венгрии. Ночью туда ввалилась шайка бандитов. Хозяева стали кричать, звать на помощь, звонить в полицию. Самсон же схватил грабителей и, не долго думая, повышвыривал их из окна.

В Хокли, конечно, мы посетили дом, где жил Самсон. Новые жильцы немного переделали его, но в целом он оставался прежним. Сопровождающие, знавшие Самсона, показали нам конюшню, которую сделал сам Александр Иванович. Последние годы он работал дрессировщиком, и у него было несколько лошадей, пони, собаки, обезьяны.

Бывало Самсон забивал гвозди в доски голой рукой, и эти знаменитые гвозди помечены хозяевами дома. В другом доме нам показали гирю Самсона и несколько цепей, которые он рвал руками. Сохранилось и металлическое ядро, которым выстреливали из цирковой пушки, Самсон ловил его руками. Вес того ядра - 90 кг! Его я смог только сдвинуть с места. По-видимому, ядро внутри заполнено свинцом.

И наконец, нас пригласил к себе на выступление ученик Самсона - Тревор Барнэт. Его номер очень эффектен. Выступает он в поясе Самсона, подаренном ему Александром Ивановичем. Использует и специальный столик Самсона, и гвозди для пробивания доски. Барнэт забивал гвоздь незащищенной ладонью в 3- х дюймовую доску, а затем вытаскивал его за шляпку зубами. В зубах он носил стул с сидящим скрипачом. Сгибал в форму подковы толстые металлические прутья (в конкурсе со зрителями), делал растяжку с 12- ю зрителями (такое количество людей вмещала сцена). Напомню, что Засс делал этот номер с 50 добровольцами.

Тревор Барнэт часто приезжает в Хокли и приносит цветы на могилу своего учителя - Самсона. Приятно, что у Засса в Англии остался такой хороший ученик. Есть и у нас в России человек, который считает себя заочным учеником Самсона, поскольку занимался по его системе изометрических упражнений. Это - эстрадный артист Иван Шутов. Значит, не только на фотографиях и в старых газетах живет память о моем дяде, которым я бесконечно горжусь.


Постоянный адрес этой статьи в интернете:

В ряду знаменитых русских, которым рукоплескал весь мир, почётное место занимает богатырь Александр Засс.
Его имя на родине не так известно широкой публике, как имена Поддубного, Заикина, но в Европе именно его считали самым знаменитым русским силачом.

Начинал он, как и большинство коллег с выступлений в цирке. Толпы людей приходили посмотреть на этого малыша, играючи поднимающего многопудовые гири. Это было совершенно невероятно, учитывая, что в то время Александр весил меньше 80 килограмм. Для примера - вес Ивана Заикина был более 120 кг., Ивана Поддубного - 135 кг.

Первая мировая война круто изменила жизнь артиста. Он попал на передовую, на австрийский фронт. Вот где пригодилась его силища! Много раз он вытягивал пушки из грязи там, где это не могли сделать лошади, а как-то раз в рукопашной схватке Александр насмерть зашиб двух австрийцев, ударив их лбами, и отбросив по разным сторонам... А в одном из боёв была ранена его лошадь, и Александр нёс её на плечах около километра. Слухи о русском силаче распространялись по обе стороны фронта. Многие не могли поверить этим рассказам, но забегая вперёд - позже Александр Засс не раз демонстрировал этот номер - ношение лошади на плечах...

В одном из боев Засс был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Он попал в плен, и австрийский хирург начал было ампутацию. Но Засс взмолился не делать этого. Он верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел! Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Он совершил несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывали. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где как раз гастролировал цирк Шмидта, известный всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Засс откровенно рассказал ему о своей беде, а также о работе в русских цирках. Тут же директор предложил ему разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Конечно, голодный и уставший Засс не был в хорошей спортивной форме, но усилием воли справился с задачей. Его взяли в цирк, и вскоре весть об удивительном атлете разнеслась по городу.

Но однажды на его представление пришел военный комендант. Он заинтересовался, почему такой сильный молодой атлет не служит в австрийской армии. В тот же вечер выяснилось, что Самсон - русский военнопленный. Его отвели в подвал крепости, в сырое, темное помещение. И тут он совершил новый побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, выломав решетку на окне, и нокаутировав часового, охранявшего темницу.

После долгих скитаний, с помощью венгерского борца, знакомого ещё с довоенных времён, Александр Засс попадает в труппу итальянского циркового импресарио, и начинаются его гастроли по Европе. Слава о богатыре по имени Самсон гремит по всей Европе, но более всего в Англии, куда Александр Засс попадает со свои цирком. Известные атлеты, такие как Эдвард Астон, Томас Инч, Пулум стали пробовать свои силы в повторении трюков Засса, но ни одна их попытка не оказалась успешной. Мистер Пулум, директор знаменитого тяжелоатлетического клуба «Камбервел» и главный редактор спортивного журнала «Здоровье и сила», писал о нем: «Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Был бы он громадным детиной, его номера, возможно, и воспринимались бы как правдоподобные. Но обратите внимание хотя бы на экскурсию грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) этого невысокого человека. Она равна 23-м сантиметрам, что многое говорит специалистам. Поэтому я утверждаю, что он не только обладает небывалой физической силой, не только великолепный артист, но и человек, использующий свой разум не хуже своих мышц». А вот что свидетельствует афиша знаменитого зала «Альгамбра», где должен был выступать Александр Засс: «В Манчестере во время строительных работ Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял зубами металлическую балку с земли, и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. Если бы русский разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела». Не отставали от афиш и газеты. «Дейли телеграф»: «Господин Самсон, безусловно, является сильнейшим человеком на земле. В это можно поверить, увидев как он легко вяжет железные прутья в узлы».
«Манчестер гардиан»: «Согласно объявлениям, он самый сильный человек на Земле, и после того, как мы сами увидели его... это заявление можно считать неопровержимым».

В 1938 году в английском городе Шеффилде. На глазах толпы груженый углем грузовик переехал человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса. Но в следующую секунду раздался возглас восторга: «Слава русскому Самсону!».

Удивителен был репертуар его силовых номеров:

Он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке;

Ловил руками 9-килограммовое ядро, вылетавшее из цирковой пушки с восьмиметрового расстояния;

Отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами;

Продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой;

Лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами;

В знаменитом аттракционе «Человек-снаряд» ловил руками ассистентку, вылетавшую из цирковой пушки и описывавшую над ареной 12-метровую траекторию;

Разрывал пальцами звенья цепей;

Забивал незащищенной ладонью гвозди в 3-х дюймовые доски, а затем вытаскивал их, обхватив шляпку указательным пальцем.

О нём старались не вспоминать в Российской Империи, ведь он формально оставался военнослужащим, но в Россию не вернулся. Некоторые даже называли его дезертиром.
Умер Самсон в 1962 году. Похоронен под Лондоном в небольшом городке Хокли.

Остались несколько записей его поздних выступлений, когда атлету было за 55 лет...

___________________________

Из специально цирковой пушки, сконструированной им самим, выстреливается 90-килограммовое ядро, которое Самсон ловит

Самсон делал что то подобное в реальности! Из специальной пушки выстреливалась ассистентка, которую Самсон ловил!


Очень часто можно встретить такую картину: человек с очень тонкими ногами гораздо сильнее атлета, у которого ноги представляют собой гору мышц. Возникает логичный вопрос – почему так происходит? А все дело в том, что большие мышцы не означают сильные мышцы, настоящую силу дают только комплексные тренировки мышц, связок и сухожилий. По плотности сухожилия уступают костям, без них человек превратился бы просто в студень. Именно развитие сухожилий является основой реальной силы, поэтому их нужно также упорно, как и мышцы. Картина, описанная выше, встречается довольно часто, когда мускулистые атлеты не в состоянии сделать то, что может человек скромного телосложения.

От объемных мышц нет никакого толка, если их не дополняют крепкие сухожилия, ведь отсутствует сама основа силы.

Многие культуристы не могут использовать полную силу в момент, когда это действительно необходимо. Так что практической пользы от одних только гигантских мускулов немного.

Мышцы растут в объеме за счет движения, а сухожилия укрепляются совсем другим способом. Наилучший вариант – попытаться сдвинуть какой-то неподвижный предмет, например, толкать стену. Именно от сопротивления и увеличивается сухожильная сила.

Наверное, любому атлету известно такое имя, как Александр Засс , или же знают этого человека как Железного Самсона . Именно он создал систему для развития силы, которая теперь применяется людьми не только в нашей стране, но и по всему миру.

Выступление Александра Засса:

Александр сумел развить в себе феноменальную силу за счет упражнений, укрепляющих сухожилия. Он был невысокого роста, весом около 70 кг, и с такими данными выступал в качестве атлета в цирке. Увиденное поражало и шокировало зрителей: очень слабый на вид человек с легкостью побеждал гигантских артистов, рвал цепи и подковы, гнул металлические прутья и мог удержать лошадей, разбегающихся в разные стороны. Некоторые зрители заподозрили обман, поэтому Александру пришлось заняться упражнениями с гантелями, чтобы набрать массы. Но, его вес никогда не превышал 80 кг.

Вообще, тренировки сухожилий известны еще с древних времен. Силачи в старину поднимали животных, гнули прутья, даже таскали деревья… А римские гладиаторы поднимались на помост в одеяниях, все которых достигал 400 кг.

Однако именно Железный Самсон собрал все это в систему и представил ее миру в 1924 году.

В основе мускулов лежат сухожилия, именно их надо развивать в первую очередь.

В 60-х годах прошлого столетия атлеты из Америки сделали “повторное открытие” данной методики, и назвали эти упражнения изометрическими, или статическими. С того момента укрепления сухожилий стало обязательной частью многих тренировочных программ. Вот только эти тренировки являются лишь отдельными упражнениями, а Александр Засс создавал целую систему!

К сожалению, большинство спортивных тренеров и ученых предпочитают умалчивать об этом факте. А ведь данная система уникальна по многим параметрам: для ее применения не нужно какого-то тренировочного оборудования, достаточно лишь немного свободного места и времени. И эффективность данных занятий просто превосходная. Многие современные цирковые атлеты, например, Геннадий Иванов и Иван Шутов, развивали свою феноменальную силу с помощью методики Засса.

А тем временем эксперты пытаются найти белые пятна на солнце. Чего они только не придумывают…

То рассказывают о том, насколько изометрия вредна для сердечно-сосудистой системы неподготовленных людей (стоит ли говорить, что это наглая ложь); то представляют якобы доказательства того, что динамические тренировки гораздо более эффективны, чем статические (то есть убеждают всех, что сложный тренинг лучше простого); многие говорят о том, что максимальное напряжение травмирует мышцы и вызывает разрывы в мышечных тканях.

А недавно придумали еще один способ того, как ввести в заблуждение людей, которые не разбираются во всех этих тренировочных методиках. Способ довольно простой – смешивание понятий. По словам некоторых таких “умных” людей, изометрия по своей сути ничем не отличается от гимнастики Анохина. Или же придумывают “безопасные” системы тренировок, мол, максимальное напряжение нужно держать не более 6 секунд, а примерно через год можно увеличить время до 8 секунд. А держать напряжение целых 12 секунд крайне опасно для здоровья. Если заболела голова, тренировку сразу прекратить. И не более 15 минут в день!

Что касается пятен, то настоящим пятном можно считать современную историю развития изометрии. В 60-х годах назад Боб Хоффман наладил производство специальных рам для статических занятий. В качестве доказательства реальной пользы сухожильных упражнений, он рекламировал достижения Билли Марча и Луи Рике, которые всего за 6 месяцев добились невероятной прибавки результатов в многоборье. Многие тогда начали заниматься изометрическими упражнениями, некоторые добились очень хороших результатов, но приблизиться к достижениям Марча и Рике не смог никто. И в один момент этот “статический бум” сошел на нет, когда выяснилось, что у их удивительного прогресса есть и другая причина – употребление стероидов. Разразился большой скандал, в результате которого репутация сухожильных тренировок была подпорчена на долгие годы.

И все же именно эти события стали первым экспериментом в своем роде. Все оборудование, созданное в те годы, было в дальнейшем использовано для исследований. Результат одного из таких исследований говорит сам за себя: 175 атлетов занимались изометрическими упражнениями в течение определенного периода времени. Каждую неделю их силовые показатели улучшались примерно на 5%! Как говорится, комментарии излишни.

Сразу после этих исследований интерес к этому типу тренировок резко возрос, и статические занятия прочно вошли в мировую спортивную практику. Однако, возникли новые трудности, теперь они были связаны с самими спортсменами… Многим атлетам было просто скучно выполнять эти монотонные упражнения, которые к тому являются узконаправленными. Что уж говорить о простых любителях, которые признавали только динамические тренировки и не считали нужным тратить свое время на эту ерунду, да и в эффективность таких тренировок они почти не верили.

Вот таким сложным путем шло развитие того, что когда-то было создано нашим богатырем Зассом. А ведь все могло быть намного проще, можно было бы просто переиздать 2 книги Железного Самсона и на практике показать то, насколько эффективной является именно методика Засса, то есть тренировки с железными цепями.

А теперь стоит дать некоторые пояснения относительно различных возражений и обсуждений по данной теме:

  • Основу системы составляли занятия с цепью, однако в нее также входили и динамические упражнения с тяжелыми мешками. В наши дни бодибилдинг медленно, но верно приближается к этой системе. И спортсмены стараются не только приблизиться к ней, но и усовершенствовать ее;
  • Развивать силу сухожилий только изометрией неправильно, их надо прокачивать, напрягать весь объем сустава. Таким образом, сухожилия должны развиваться сразу в нескольких направлениях, от развития сухожильной пружины до распространения плотности силы на весь объем движения. Должны применяться несколько видов тренировок: упоры, работа с “железом”, поднимание и опускание с поддерживанием корпусом и т.д. Способов тренировок довольно много.
  • Существует прямая связь между опасностью натуживаний для здоровья и нарушением режимов физиологии и энергии. Главная опасность заключается в неправильном дыхании при выполнении упражнения. Другая опасность – нарушение процесса восстановления. И, наконец, тренировки узкого профиля, которые могут привести к перекосам обмена энергии. Эти факторы применимы не только к статическим занятиям, их можно встретить в любом виде деятельности, чаще всего в спорте.
  • Уже говорилось о том, что многие считают изометрию обычной копией гимнастики Анохина. Действительно, некоторые упражнения из этой гимнастики могут стать хорошим дополнением к тренировке сухожилий. Но, эта гимнастика относится к мышечной тренировке, а не к сухожильной.
  • Существует такой вид гимнастики, который можно назвать близким родственником изометрии. Речь идет о гимнастике самосопротивления Владимира Фохтина. Со статикой эту гимнастику роднит хотя бы то, что ей тоже достается от так называемых “экспертов”. Ее приравнивают к гимнастике Анохина, делаются попытки внушить обывателям, что вся польза от занятий заключается лишь в тонизировании мышц, и годится она разве что для поддержания формы во время деловых поездок или командировок, а некоторые утверждают, что она не менее опасна, чем изометрия. Следующим признаком родства является направленность тренировок: помимо мышц и суставов, гимнастика очень эффективно действует и на сухожилия. И опять же, для тренировки требуется всего лишь немного свободного времени и минимум оборудования. Самое главное здесь – не стараться делать как можно больше упражнений, если выполнять по 80 упражнений за один курс, то ничем хорошим это не закончится. Можно считать, что Фохтин сделал следующий и очень важный шаг в развитии сухожильных тренировок.
  • Что касается распространенного мнения о том, что каждое упражнение должно длиться не более 6 секунд, а максимальное усилие не более 3-х секунд, то здесь сложно дать однозначный ответ. Сам Александр Засс ничего не говорил по поводу продолжительности тренировок.

Однако, достоверно известны следующие факты:

1) Находясь в тюрьме, Железный Самсон выполнял упражнения с 20-секундным напряжением. Можно предположить, что в условиях обычной жизни это время достигало минуты.

2) В первые 8 секунд происходит сгорание запаса АТФ, затем сгорает гликоген, а после 40 секунды начинается сжигаться и жир. Но, динамический способ расходования и восстановления энергии совсем другой, и может вступать в конфликт с изометрическим способом. Если у вас нет желания что-то кардинально менять, то лучше всего выбрать один тип тренировок. Если выбрана изометрия, то можно определить 4 временных типа напряжения: 6-12 секунд, 15-20 секунд, минута, 3-6 минут. Каждый из них нужно сначала разбудить, а потом уже развивать. В противном случае единственным результатом занятий станет состояние перетренированности, приводящее к стрессу.

Методика работы с железными цепями не забыта в наши дни. И это не удивительно, ведь она одновременно развивает силу, укрепляет связки и сухожилия, формирует задел для естественного развития. Сколько удовольствий в одном флаконе!

Если методикой Засса решили заняться женщины, то здесь есть несколько замечаний. Мышцы практически не увеличиваются в объеме от занятий, как не увеличиваются и вены. Во время тренировки подкожный жир включается в процесс общего обмена энергии, что ведет к его рассасыванию и улучшению состояния кожи.

Для выполнения сухожильных упражнений, помимо железных цепей, можно использовать следующие снаряды: прутья из металла, толстый шнур, деревянные палки и т.д. Стены, шкафы, тяжелая мебель, дверные проемы отлично подойдут в качестве неподвижных предметов, которые можно пытаться сдвинуть, прикладывая максимальное усилие. Надо пытаться сгибать металлические прутья, приподнимать дверной косяк, рвать цепи, сжимать палки… В общем делать с этими вещами все, что только можно. Во время любого подобного упражнения напрягаются мышцы, связки и сухожилия, вся сила постепенно переходит в состояние максимальной плотности. А потом все тело вновь успокаивается. Несколько упражнений, выполненных в одном тренировочном подходе, развивают и уплотняют силу всего нашего тела. Выполнять каждое упражнение один раз, или можно делать его 2-3 раза в день? Единого мнения по этому поводу нет, но негативных последствий от нескольких повторений одного упражнения не наблюдалось.

Основные правила выполнения упражнений:

1) Предметом, который вы тренируете, является ваше тело. При работе с цепями необходимо создать плотную волну тела, тогда цепь порвется сама.

2) На протяжении всего упражнения дыхание должно быть спокойным.

3) Волна силы должна овладеть всем телом, при этом все тело нужно вжимать в усилие, это укрепит связь между сухожилиями, мышцами и суставами.

4) Надо добиться хорошей силовой волны, вход плавный, усиление до максимума происходит без разрывов, затем такой же плавный выход.

5) Позитивный настрой перед тренировкой, настрой гораздо важнее самого выполнения упражнения.

6) Действие по принципу напряжение-расслабление, вместе с силой вы почувствуете некую энергию, ее невозможно осознать.

7) Интервал между упражнениями 30-60 секунд, если требуется более мощное усилие, то можно увеличить перерыв до нескольких минут, с этим можно поэкспериментировать.

8) Если вы чувствуете дискомфорт, бешеный ритм сердцебиения и с трудом дышите – остановитесь и успокойтесь, а когда вернетесь к тренировке, не прилагайте сначала максимального усилия.

9) Не нужно сразу пытаться держать напряжение по 15-20 секунд, к этому времени нужно прийти постепенно, для начала хватит 5 секунд, а потом состоится плавный переход к более длительному напряжению.

10) Ежедневно выполняйте от 5 до 8 упражнений, в каждом упражнении сделайте последовательно 3 подхода, сначала в 60% напряжения, потом в 90, и третий 75%.

11) Полная тренировка не должна проводиться больше 2 раз в неделю и занимать более часа.

12) И еще раз – главное настрой, без него можно тренироваться сколько угодно, и это не принесет результата.

После силовой тренировки можно провести небольшой тест: попытаться растянуть цепь или полотенце, руки опущены вниз, прилагаем 95% усилий. Когда закончите, прислушайтесь к ощущениям своих рук, если с мышцами все в порядке, то можно поднять руки сначала в стороны, потом вверх. Проводить этот тест можно только 1 раз в неделю, он будет являться показателем прогресса вашей силы и ее качества за неделю. Отсутствие прогресса означает то, что вы делаете что-то не так, подумайте, что это может быть. Возможно вы не выспались, переели, не полностью восстановились после предыдущей тренировки или перезанимались на этой. И еще надо определиться с целью, которую вы ставите себе перед тестированием, если вы не можете растягивать снаряд более минуты, то будьте очень аккуратны с перенапряжениями. А если вы в состоянии делать это более чем 90 секунд, то это просто прекрасно, ваш силовой прогресс налицо.

Упражнения с цепями для сухожилий

Оригинальная методика Засса представляет собой комплекс упражнений с цепями. Если прикрепить к цепям ручки с крючками, то цепь при желании можно будет удлинить или укоротить. Чтобы зафиксировать ноги, к концам цепи нудно прикрепить, которые как ремни будут удерживать ноги. Таким образом, чтобы начать занятия по данной системе, вам понадобятся 2 цепи, длина которых составляет расстояние от пола до вашей вытянутой вверх руки. Кроме того, будут нужны 2 ручки для рук и 2 петли для ног.

Цепи продаются в любом хозяйственном магазине. Изготовить ручки можно следующим образом: продеть проволоку или трос, загнутые на соединении в крючок, в 2 отрезка трубы примерно одинаковой толщины. Что касается петель для ног, то здесь может подойти брезент, материалов для баулов и даже женская сумочка. Для начала надо провести эксперимент с тканью: возьмите концы ткани в обе руки, наступите на нее ногой и тяните вверх. Так можно оценить толщину, ширину и удобство использования петли.

Ну и, наконец, пора перейти к самим упражнениями. Ниже будет описано 2 комплекса упражнений, они были собраны из статей племянника Александра Засса, Юрия Шапошникова. Цепь всегда натянута в исходном положении.

Первый комплекс:

1) Возьмите концы цепи в руки. Согните правую руку и растяните ею цепь, в прямой левой руке держите другой конец. Затем поменяйте руки и повторите упражнение.

2) Руки в исходном положении держатся на ширине плеч или чуть шире плеч. Растяните цепь, но при этом напрягайте не только мышцы рук, а еще и мышцы груди и широчайшие мышцы спины.

3) Вытяните согнутые руки перед грудью и растягивайте цепь. В данном упражнении работают мышцы рук и груди.

4) Цепь растягивается за спиной. Первостепенное воздействие оказывается на трицепсы.

5) Как и в предыдущем упражнении, растяните цепь за спиной. Но на этот раз, помимо трицепсов, напрягайте мышцы живота и груди.

6) Перед началом упражнения нужно выдохнуть. После выдоха обмотайте свою грудь цепью и закрепите ее. Затем сделайте глубокий вдох, напрягите грудные мышцы и широчайшие мышцы спины, и растяните цепь.

7) Здесь нам понадобятся две цепи. Нужно прикрепить кожаные петли к одному концу каждой цепи, и в эти петли продеть ступни ног. Цепь растягивается, при этом напрягаются трапециевидные мышцы и мышцы рук.

8) При растягивании цепи меняйте руки в исходном положении. Напрягаются трицепсы и дельтовидные мышцы.

9) Как и в предыдущем упражнении, меняйте исходное положение. Кроме рук меняйте и положение ног.

10) При растягивании цепи используйте сначала правое бедро, затем левое бедро.

11) На сей раз, меняйте положение рук, ног и туловища при растягивании. Надо сделать 2 наклона, к левой и правой ноге.

12) Цепь растягивается в упоре лежа на полу, напрягаются мышцы плечевого пояса и трицепсы. Тело должно находиться в постоянном напряжении.

13) Теперь необходимо растягивать цепь в стойке на руках, используя мышцы рук, спины и шеи. При поиске баланса в стойке, постарайтесь всю нагрузку перенести на пальцы.

14) Для выполнения этого упражнения понадобится использование двух петель. При растягивании цепи должны напрягаться шейные мышцы и спинные мышцы.

15) Когда вы выполняете упражнение, развивающее мышцы рук и четырехглавые бедра, меняйте положение рук и ног.

16) Как и в упражнении 14, здесь понадобятся две петли. Основное воздействие оказывается на мышцы задней поверхности бедра, их и надо напрягать во время растягивания цепи. Можно немного разнообразить упражнение, и отвести ногу в сторону при растягивании. Поменяйте исходное положение ног и повторите упражнение.

Второй комплекс упражнений:

1) Возьмите цепь в руки, согните их и вытяните перед грудью, локти должны находиться примерно на уровне плеч. Приложите усилие и попытайтесь растянуть цепь.

2) Занесите согнутые руки за голову. Во время растягивания цепи меняйте ее рабочий отрезок.

3) В этом упражнении нам понадобятся две цепи, к их концам прикрепляются ручки. Проденьте ступни рук в одни ручки, другие возьмите в руки, согните их и поднимите к плечам. Растягивайте цепи строго вверх. Далее расположите ручки на уровне головы, а затем выше головы.

4) И вновь буду использоваться две ручки. В одну проденьте ступню правой ноги, другую возьмите в правую руку и поднимите вверх. Допускается небольшое сгибание руки в локте. При выпрямлении руки цепь должны растягиваться вверх. Потом нужно повторить упражнений с левой рукой.

5) На вдохе обмотайте свою грудь цепью и закрепите ее. Затем сделайте еще один глубокий вдох и попытайтесь разорвать цепь, для этого надо напрячь мышцы груди и широчайшие мышцы спины.

6) В исходном положении поставьте ноги шире плеч. В прямую левую руку возьмите одну ручку и держите ее у левого колена, другую ручка находится в согнутой правой руке у пояса. В этом положении растягивается цепь, затем руки меняются.

7) Один конец цепи возьмите в руки, а другой надо закрепить. Если у вас в стене есть крюк на уровне пояса, то закрепите конец за него. Ноги поставьте шире плеч и потяните за цепь. Постарайтесь вырвать ее из крюка.

8) Теперь один конец нужно закрепить за крюк в полу, а к другому концу прикрепить ручку. Затем надо взяться обеими руками за эту ручку на уровне колен, и попытаться оторвать крюк от пола. При этом напрягаются мышцы спины, рук и ног. Потом можно повторить упражнение, взявшись руками за ручку на уровне пояса или за спиной.

Евгений Сандов был кумиром Железного Самсона с детства. Он вел с ним заочное соперничество и преуспел в этом, сделав следующий шаг в развитии силовых методик.

Кроме упражнений с цепями, Засс использовал тяжелые мешки в своих тренировках. Это было необходимо для развития мышечной массы, которая была нужна не для выполнения номеров, а для солидного вида на арене цирка. Каждая его тренировка заканчивалась упражнениями с мешками. Чаще всего использовался мешок весом 7 кг, наполненный опилками. Засс отсыпал из него опилки и засыпал вместо них немного песка. Затем он стал засыпать дробь, а потом и вовсе свинец. В итоге, через несколько лет тренировок, мешок весил почти 70 кг!

Его называли «железным Самсоном». Он считал, что его сила в том, что он русский. Александр Засс бежал из немецкого плена, выносил на себе с поля боя раненого коня, гнул подковы и рвал цепи.

Засс и Резазад: кто сильнее?

Александра Засса считают легендарным русским силачом. И в самом деле, всё, что он показывал на сцене цирка, не укладывалось в головах обывателей. Например, в одном из своих номеров «железный Самсон» поднимал лошадь весом в 500 килограмм. Для сравнения самый выдающийся результат в современной тяжелой атлетике принадлежит иранцу Хоссейну Резазаде, который толкнул 263.5 килограмм. И это притом, что тяжелоатлет из Тегерана весит в два раза больше Засса. Безусловно, есть разница между ношением коня на плечах и поднятием штанги. Однако масштаб физических возможностей русского циркача до сих пор поражает воображение.

Человек своего времени

Между тем, в царской России было немало и других атлетов, которые зарабатывали на хлеб силовыми номерами в цирковых гастролях. Например, Евгений Сандов запросто выжимал одной рукой 101.5 килограмм. Иван Заикин удивлял тем, что носил корабельный якорь весом 409 килограмм. А «Русский лев» Георг Гаккеншмидт легко разводил в сторону руки с двухпудовыми гирями.
В то время стать цирковым силачом мечтал каждый русский мальчишка. Кстати, сам Александр Засс в своих воспоминаниях рассказывал, что на него огромное впечатление произвел циркач Ваня Пуд, который поднимал огромные бочки с водой. Произошло это в семилетнем возрасте, и юный Шура – так его называли в семье – играл в циркового силача, стараясь поднять деревянную бадью.

Превозмочь себя

В своих детских играх Засс брался за тяжести, которые не мог поднять даже взрослой человек. У мальчика ничего не получалось, но Шура не сдавался и долго тужился из последних сил. По сути дела, он выполнял изометрическо-статические упражнения, концентрируя усилием воли мускульное напряжение. Результат не заставил себя ждать. Через некоторое время будущий «железный Самсон» легко поднимал седло, хотя совсем недавно ему для этого требовались значительные усилия. Он видел очевидную взаимосвязь между отчаянными попытками достичь «невозможного» и увеличением силы. Однако признанные атлеты того времени не видели смысла в подобных тренировках, предпочитая «качать» мускулы динамичными упражнениями.

Научное объяснение

Понадобятся десятилетия научных исследований, чтобы объяснить этот «самсоновский» феномен. Оказывается, что энергетика человека зависит от обмена веществ в организме, который осуществляется двумя способами - аэробным и анаэробным. При динамических переменных упражнениях, например, при приседаниях, стимулируется аэробная система. А при статических нагрузках – анаэробная, та самая, которая является биохимической основой силовых возможностей.

Коня поднять, цепь разорвать…

Поскольку Александр Засс в основном тренировался статическими методами, он развил в себе уникальные силовые возможности, о которых и сам не догадывался. В 1914 году, будучи кавалеристом 180-й Виндавского полка, он попал в австрийскую засаду. Сам не пострадал, но его конь был ранен в ногу. Недолго думая, он поднял четвероного друга и полкилометра нес до лагеря, где располагался полк.
Сделав это, Засс поверил в уникальные возможности своего организма и в силу духа. Оказавшись в плену, силач, закованный в кандалы, разорвал цепь и разогнул прутья тюремной решетки. Позднее, вспоминая свой побег, «Самсон» признался, что без концентрации моральных сил вряд ли смог совершить это. Позднее это свойство отметил директор английского клуба атлетов «Камбервел» мистер Пулум, написав о «русском силаче», как о «человеке, использующим свой разум не хуже своих мышц».

Сила духа

В наши дни доказано, что моральные силы и в самом деле значительно увеличивают энергетику человека. В частности, ученые из американской спортивной ассоциации опытным путем установили, что мускульные способности человека, находящего под гипнозом, когда ему внушили, что он обладает невероятной силой, значительно выше, чем при введении в кровь допинга. Дело в том, что сила сокращения мышц зависит от мощности электрического импульса, поступающего из мозга по линии центральной нервной системы. Чем интенсивнее этот импульс, тем больше высвобождается ионов кальция, влияющих на силу человека.
Александр Засс не знал всех этих научных премудростей, но верил, что концентрация душевных сил увеличивает и силы физические. И еще считал, что "сила духа" в русском народе сильна.

«Крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот не является признаком хорошего пищеварения»

Александр Засс

Результаты в современном спорте стремительно растут. Часто достижения десятилетней давности вызывают скептическую усмешку у современного болельщика. Но результаты цирковых атлетов начала 20 века заслуживают уважения даже в наши дни.

Например, богатырь Николай Вахтуров, уроженец Нижнего Новгорода, забавлял зрителей оригинальным трюком: перебрасывал двухпудовую гирю через железнодорожный вагон.

Огромным успехом у зрителей пользовались выступления Петра Крылова. «Король гирь», как называли его зрители, поднимал две двухпудовые гири 86 раз в положении «солдатской стойки»: не отклоняя корпуса и не отрывая пяток от пола. Левой рукой Крылов поднимал 114,6 кг. Разводил руки в сторону, держа в каждой по 41 кг.

Великан Григорий Кащеев, имевший рост 213 см, взваливал на спину 12 двухпудовых гирь (384 кг) и с таким весом «прогуливался» по арене.


Памятник Александру Зассу в Оренбурге

Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя русского атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом Самсон. Удивителен был репертуар его силовых номеров:

он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; ловил руками 90-килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров;

отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами;

продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под самым куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой;

лёжа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами;


в знаменитом аттракционе "Человек-снаряд" он ловил руками ассистентку, вылетавшую из жерла цирковой пушки и описывающую над ареной 12-метровую траекторию.

Редкий мальчишка в СССР не держал в руках книгу "Тайна Железного Самсона", написанную племянником Засса Юрием Шапошниковым. О том, как в Первую Мировую войну русский богатырь вынес на своих плечах раненого коня с поля боя, как он рвал цепи и изгибал затейливым узором металлические пруты, о разработанной им и до сих пор используемой атлетами всего мира системе изометрических упражнений, знают многие. Выступал с подобными силовыми номерами в российских цирках до начала Первой мировой войны.

Засс родился в 1888 году в городе Вильно в большой трудовой семье. Детские и юношеские годы прошли в Саранске. Однажды Александр побывал с отцом в цирке. Он с восхищением смотрел на наездников, акробатов, дрессированных собачек. Но особенно ему понравился могучий силач, разрывающий цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая желающих повторить некоторые его трюки. Несколько храбрецов вышли на манеж, но ни один из них не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую штангу с очень толстым грифом. Под смех зрителей смельчаки вернулись на свои места. Желающих больше не было.

И вдруг отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и, перешагнув через барьер, вышел на арену. Александр знал, что его отец был очень сильный. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу. Обычно, взявшись руками за колесо брички, запряженной тройкой лошадей, он удерживал ее на месте, в то время как весёлые гости погоняли лошадей. Но других примеров силы он не видел. И вот силач протянул отцу подкову. И, к удивлению своей публики и самого атлета, подкова в руках отца Александра стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала, кричала Браво! Силач был смущен и нервничал. Затем он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Силач поднял руку с рублем и произнес:

А вот это вам за подвиг! И на выпивку.

Отец взял рубль, затем пошарил у себя в кармане, вытащил трешку и, приложив к ней рубль, протянул атлету, сказав:

Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!

С тех пор Александр заболел цирком. И вот маленький Александр с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел в цирке. Освоил солнце на турнике, большой оборот, стал выполнять перелеты с одного турника на другой, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади, несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемные. Ему хотелось стать настоящим артистом цирка, а больше всего - силачом. Александр убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова "Сила и как сделаться сильным".

Он начинал заниматься по системе Сандова - своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев - со штангой.

Он выжимал двухпудовые гири одновременно и попеременно («мельница»), жал их вверх дном, жонглировал. Со штангой выполнял, главным образом, жим, толчок и жим из-за головы. При собственном весе 66 кг юный Засс выкручивал (жим с отклонением туловища) правой рукой 80 кг. Но больше всего его привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. А посещал он цирк постоянно. Его спортивный реквизит стал пополняться подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями.

И тут он понял, что многократные попытки выполнить трюк - разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут - приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. В сущности, это были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем (основанным на опыте) Александр Засс пришел к убеждению, что атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. Позднее он опубликовал свою изометрическую систему и эта брошюра произвела сенсацию .

Цирковая карьера Александра Засса началась в 1908 году в Оренбурге, в гастролировавшем там цирке Андржиевского. Попав в цирк, Засс одно время работал ассистентом легендарного дрессировщика Анатолия Дурова, затем - у атлета Михаила Кучкина, и тот часто говорил своему ассистенту: «Когда-нибудь, Саша, ты станешь знаменитым силачом, я не видел никого, кто был бы так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес». В целом Засс около шестидесяти лет проработал в цирке и почти сорок из них - с атлетическими номерами.

В 1914 году грянула Мировая война.

Во время войны служил в русской армии в 180-м Виндавском полку, который в мирное время дислоцировался в Саранске. В 1914 году Засс получил тяжёлые ранения шрапнелью в обе ноги и попал в плен к австрийцам. После двух неудачных попыток побега, ему удалось с третьей попытки покинуть лагерь. Оказавшись в городе Капошвар на юге Венгрии, поступил в труппу гастролировавшего там цирка Шмидта, известного по всей Европе. Именно на афишах этого цирка он впервые был назван Самсоном. Впоследствии познакомился с итальянским цирковым импресарио Пазолини и по долговременному контракту с ним выступал под именем Самсона. Он гастролировал в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Англии, Ирландии. С 1924 года постоянно жил в Англии, откуда выезжал на гастроли в разные страны. В Англии он был удостоен титула «Сильнейший человек Земли».

В 1925 г. в Лондоне вышла книга «Удивительный Самсон. Рассказано им самим», в которой повествовалось о перипетиях его судьбы. Засс опубликовал описания нескольких систем физического развития. Он изобрел кистевой динамометр, сконструировал и изготовил пушку для аттракциона «Человек-снаряд». Знал несколько европейских языков.

Последнее публичное выступление в качестве силача состоялось в 1954 г., когда артисту было 66 лет. Впоследствии он работал дрессировщиком, у него было несколько лошадей, пони, собаки, обезьяны. Он также дрессировал слонов и львов в зоопарке, а на выступлениях носил на специальном коромысле сразу двух львов. Умер А. И. Засс в 1962 году. Похоронен близ Лондона в небольшом городке Хокли, где был его дом.

Видео с выступлением Александра Засса.